Причиной для рассмотрения указанного вопроса послужил тот факт, что в отношении работников - членов профсоюза допускается серьезная социальная несправедливость, которая выражается в отсутствии должного страхового обеспечения в отношении жизни и здоровья водителей и кондукторов, работающих на предприятиях пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта. Несправедливость заключается в том что, размер страховых выплат водителя и кондуктора значительно отличается от выплат пассажирам при получении одних и тех же травм.
Для водителей действует размер единовременной страховой выплаты, который определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (при наступлении смерти 1 млн. руб.). А для пассажиров того же пассажирского транспорта действует размер причиненного ущерба здоровью определяется на основании Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». В соответствии с Правилами расчета страхового возмещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.от 11.2012 № 1164, определение суммы возмещения вреда, причиненного здоровью определяется исходя из характера и степени повреждения здоровья (при наступлении смерти 2 млн. руб.).
ЦБ России принято решение в 1,44 раза снизить тарифы на страхование по городским автобусным регулярным перевозкам, в два раза - для владельцев пригородных и городских заказных автобусов, а также “маршруток”. Таким образом, у транспортных предприятий за счет снижения тарифов заметно сократятся финансовые затраты на страхование, часть которых можно было бы направить на обеспечение страховой защиты членов экипажей пассажирского автомобильного транспорта - водителей и кондукторов, так как именно они подвергаются наибольшей опасности. Чаще всего бывают первыми и даже единственными пострадавшими в дорожно-транспортных происшествиях. Действовавшая ранее норма в коллективных договорах о добровольном страховании жизни и здоровья работников от несчастного случая в последние годы работодателем не продлевается.
Данный вопрос неоднократно поднимался на мероприятиях различного уровня. Последняя серьезная дискуссия состоялась в начале этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации, по результатам которой сформирована Рабочая группа, которая рекомендовала внести изменения в законодательство Российской Федерации в части унификации объемов страховой защиты для пассажиров и членов экипажей транспортных средств через внесение изменений в соответствующие транспортные кодексы и законы.
Учитывая, что принятие изменений в транспортные уставы и кодексы, касающихся вопроса обязательного страхования водителей и кондукторов пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта, прерогатива федерального уровня, профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области обратился через газету “Солидарность” ко всем профсоюзным организациям с просьбой поддержать инициативу Мособкома профсоюза, органам исполнительной и законодательной власти приступить к решению вопроса, поставленного отраслевым профсоюзом Московской области.
При принятии такой нормы будет не только обеспечена социальная справедливость с точки зрения уравнивания прав пострадавших пассажиров и водителей/кондукторов, но и заметно повысится привлекательность профессий на автомобильном транспорте.