Во встрече приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра Сергей Аристов, заместитель Министра Николай Асаул, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, директора департаментов Минтранса России государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Алексей Бакирей, дорожного хозяйства Игорь Костюченко, зам.директора Административного департамента Министерства Ольга Щегловская.
Со стороны Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства во встрече приняли участие: председатель Профсоюза – Владимир Ломакин, председатели территориальных организаций Профсоюза, в том числе и председатель Свердловского областного комитета Профсоюза - Соловьёва Ольга.
Перед Министром транспорта были поставлены следующие вопросы:
1.О политике, проводимой Министерством транспорта в области городского наземного пассажирского транспорта, о ходе разработки «Стратегии развития автомобильного и наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года.
2.О возможности применения механизмов для обновления подвижного состава городского пассажирского наземного транспорта в регионах на условиях софинансирования, в том числе в рамках программы импортозамещения.
3.О необъективности определения класса вредности при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) водителей автобусов, троллейбусов, трамвая.
Председатель профсоюза обратился к Министру с просьбой поддержать предложение Свердловской территориальной организации Профсоюза о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 290 от 14 апреля 2014 года «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» о включении профессий водителей пассажирского транспорта в указанный перечень.
Председатель Свердловской территориальной организации отметила, что на сегодняшний день в предприятиях городского пассажирского транспорта Екатеринбурга и Свердловской области по результатам проведенной спецоценки рабочие места водителей оценены как «допустимые». Несовершенство новой методики проведения спецоценки позволяет снижать класс условий труда, не учитывать факторы производственной среды водителей: рабочая поза «сидя», сосредоточенность длительного наблюдения, психоэмоциональные нагрузки и др., что приводит к необъективной оценке условий труда. Нет единообразия при подсчете плотности сигналов по фактору напряженность трудового процесса. Зачастую не учитывается ряд дорожных знаков и разметка, а так же особые участки контактной сети и спецчасти путевого хозяйства. Все отдано на усмотрение специалистов организации проводящей спецоценку. Методика не конкретизирует перечень сигналов, который необходимо учитывать при определении напряженности трудового процесса. По факту, условия труда водителей стали более напряженными, уровень автомобилизации вырос за последние годы в разы. Наши водители уже в 50 лет имеют профессиональные заболевания. Считаем, что объективная оценка условий труда водителей городского пассажирского транспорта станет возможной при установлении единых особенностей проведения спецоценки для этой категории работников.
4. О дальнейшем совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей деятельность городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства и дополнении ее следующими нормами:
- о создании равных конкурентных условий для предприятий различных форм собственности, осуществляющих деятельность на рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров и регулировании избыточной и недобросовестной конкуренции на рынке транспортных услуг;
- дополнении перечня требований к участникам открытых конкурсов на маршрутные перевозки (ст. 23 ФЗ-220), включив в него ряд социальных показателей. По мнению профсоюза на маршрутных перевозках должны работать социально ответственные операторы, участвующие в системе социального партнерства, обеспечивающие гарантии по условиям и оплате труда, должный контроль за режимом труда и отдыха водителей, проведение медицинских осмотров водителей;
- применении социальных автотранспортных стандартов, устанавливающих показатели качества обслуживания населения пассажирским транспортом в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении, включая маломобильных граждан.
5. О необходимости внесения изменений в федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих:
- для организаций, имеющих длительную положительную репутацию на рынке дорожных работ, либо возможность отмены обязанности предоставления банковской гарантии в обеспечение исполнения государственных контрактов по нормативному содержанию автомобильных дорог, либо возможность авансирования исполнения государственных контрактов;
- исключение из «Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме», работ по текущему содержанию и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.
6. О внесении изменений в часть 7 статьи 31.1. Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включив транспортные средства дорожных организаций, осуществляющие работы по ремонту, содержанию и обслуживанию автомобильных дорог, к исключительным видам транспортных средств, которые освобождаются от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения либо о включении указанных затрат в проектно-сметную документацию к контрактам на содержание (ремонт) автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
(с 15 ноября 2015 года вступают в силу Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504).
7. О введении гарантированного обеспечения государственными заказами по содержанию и ремонту автомобильных дорог государственных дорожных предприятий.
Участники встречи обсудили и другие вопросы, ситуацию на рынке труда, в том числе, вопросы заработной платы. Так, по словам М. Соколова, среднесписочная численность работников в I полугодии 2015 года по крупным и средним организациям уменьшилась на 2 % по сравнению с 2014 г. и составила: на автомобильном и городском пассажирском транспорте – чуть более 700 тыс. человек, в дорожном хозяйстве – почти 110 тыс. человек. Министр также констатировал уменьшение среднемесячной заработной платы работников данных отраслей транспорта.
Председатель профсоюза Владимир Ломакин отметил необходимость усиления внутреннего контроля на предприятиях городского пассажирского транспорта с целью уменьшения количества ДТП при перевозках пассажиров, а также обязательного использования устройств контроля за режимами труда и отдыха водителей – тахографов, с целью автоматической фиксации нарушений данных режимов.
М. Соколов поздравил собравшихся с Днём работников дорожного хозяйства, прошедшим накануне, и наступающим Днём работника автомобильного и городского пассажирского транспорта и вручил награды Министерства транспорта РФ председателям Хабаровской, Вологодской, Красноярской и Чеченской территориальных организаций Профсоюза.
Смотреть информацию на сайте Минтранса