Согласно приказу внесены изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, теперь продолжительность учетного периода для суммированного учета рабочего времени водителей автомобилей может быть увеличена с одного месяца до трех месяцев.
Что это означает?
В соответствии со статьей 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного его учета.
Особенность суммированного учета заключается в том, что учет рабочего времени в отличие от поденного и недельного допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от той, что установлена для данной категории работников. При этом переработка в одни дни (недели) может погашаться недоработкой в другие дни (недели) с тем, чтобы в пределах определенного учетного периода общая продолжительность рабочего времени не превышала нормального числа рабочих часов для этого периода (ст. 104 ТК РФ). Таким образом, выполнение нормы труда – отработка нормированного числа рабочих часов – обеспечивается не за неделю, а за более длительный период.
При суммированном учете работник в отдельные периоды времени может перерабатывать норму рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ). Однако такая переработка считается сверхурочной работой только в том случае, если она имеет место по окончании учетного периода (ч. 1 ст. 99 ТК РФ).
Например, в июне и июле водителю назначают смены, продолжительностью 10 часов. А в августе - смены по 4 часа. При этом в пределах трех месяцев количество рабочих часов будет соответствовать норме.
Представители профсоюза, в результате длительных переговоров сумели найти компромиссный вариант. Согласно закону увеличение продолжительности учетного периода не может быть осуществлено без согласия первичной профорганизации. Получение согласия иного представительного органа работников возможно только при отсутствии профсоюзной организации, а не при существовании двух организаций параллельно.
При рассмотрении предложения работодателей о повышении учетного периода комитетам первичных профсоюзных организаций необходимо тщательно взвешивать саму необходимость повышения учетного периода, возможность обеспечения полноценного отдыха водителей в межсменное время и период еженедельного отдыха, определять виды работ, маршруты, на которых может вводиться повышение учетного периода, с учетом конкретных особенностей работы.