Двадцатый век. Начало. Российская Империя.
От Петербурга до Урала вёрст меряно-немеряно.
Но про умельцев-мастеров, про кладовую горную
Все знают: царь, правительство и вся страна огромная.
Там шахты, копи, прииски, там фабрики, заводы,
Но, ох, как тяжела судьба рабочего народа!
Чтоб разрубить оковы невыносимых уз,
Железнодорожники создали свой первый профсоюз.
Пример был своевременным, и очень – очень нужным,
И возникали новые союзы, и действовали дружно:
Гранильщики и металлисты, печатники и ювелиры,
Торговые работники и многие другие.
Власть испугалась бунта, их быстро запретили,
Но только тут же появились уж новые, другие.
И пусть ещё для многих их время не настало,
Но даже тысяча людей дел сделала немало.
И вот он – год семнадцатый, в России революция,
Под красным знаменем Урал встречал её на улицах.
Заводы, фабрики – рабочим, большевики у власти,
Все профсоюзы, фабзавкомы едины в своей страсти.
Идеи, цели общие: долой капитализм!
И на Урале будет народный коммунизм!
Закрытые союзы тотчас же возродились,
И очень много новых активных появилось.
И вот на Конференции уральских профсоюзов,
Чтобы работа не казалась всем неподъёмным грузом,
В Уральский областной совет с единым руководством
Собрали профсоюзы все, чтоб было ясно, просто.
А в январе и феврале восемнадцатого года
Состоялся первый Съезд, и началась работа.
С тех пор минула сотня лет, события менялись,
Но профсоюзы на Урале активными остались.
Как профсоюзный активист работников на транспорте,
Хочу сказать я о своих в сём юбилейном рапорте.
Декрет о государственной организации местного транспорта
ВЦИК и Совнарком приняли в 1921 году,
Проект которого готовил ЦК профсоюза у всех на виду.
С 1926 года Союз рабочих транспорта
стал Уральским областным отделом профсоюза шофёров,
но и он расширился очень скоро.
В 33 году он стал называться «Уралобкомом союза шофёров и авиаработников»,
Вот так вот крылья появились у транспортных работников.
В 1953 году в профсоюз вошли дорожные организации,
Поменялось название, но не ориентация.
Профсоюз стал называться Профсоюзом рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог,
Но разве он на этом остановиться мог?
В 1957 годупрофсоюз объединяется с профсоюзом работников связи.
Связь оказалась недолгой, но было это лишним разве?
Была проведена работа по переводу работников на 7-часовой рабочий день,
Заработная плата у автомобилистов и дорожников выросла на зависть всем.
С января 1968 годапрофсоюз вновь стал называться профсоюзом рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
И огромную работу за годы своего существования проделать смог.
Члены профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области имели в своем распоряжении санаторий-профилакторий, 6 загородных пионерских лагерей,
где ежегодно оздоравливали более 2 тысяч детей,
30 баз отдыха, 20 здравпунктов, 12 клубов и 8 библиотек –
всем этим пользовался наш человек.
отстроен Дом культуры «Автомобилист»…
Урал! Профсоюзом транспортников гордись!
Но вернёмся снова к истории профсоюзов Урала,
С которыми многих людей судьба воедино связала.
Как многое пережила страна, и с ней Урал, конечно.
События минувших дней в сердцах людских навечно.
Гражданская война, разруха, голод, стройки,
Победа над фашистами, был космос, перестройка,
Распад СССР, лихие девяностые,
Подъём с колен при Путине, всё с болью, всё непросто…
И не был профсоюз в тени хороших дел,
Активно людям помогал, как мог он и умел.
И никогда у профсоюзов задача не менялась,
Какой была сто лет назад, такою и осталась:
Защита прав работника, контроль за безопасностью,
Труд, отдых и здоровье в любой организации.
Конечно, жаль, что что-то ушло, и без возврата,
Мы в непростые времена живём сейчас, ребята.
Но если мы неравнодушны и жаждем перемен,
То профсоюз мы свой отстроим на зависть в мире всем.
Прославим наш уральский край, а с ним и всю Россию,
Когда мы видим цель свою, то мы непобедимы.
А цель на сотню лет вперёд у нас одна и та же,
Как требует того народ любой мы власти скажем:
Свободный защищённый труд, достойная оплата,
Здоровье, быт, досуг людей – вот для страны что надо!
И мы права работников готовы отстоять -
Давайте двигаться вперёд, а не на лаврах спать!
Агеева Мария