(на основе «Гарант» и «Консультант Плюс»)
-
Новое в законе
Оформление расчетных листков обязательно и при безналичной форме выдачи зарплаты
Согласно ст. 136 Трудового кодекса при выплате заработной платы работодатель обязан выдавать работнику расчетный листок, содержащий информацию о составных частях заработной платы, о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате (письмо Минтруда России от 23 октября 2018 г. № 14-1/ООГ-8459).
В своем письме специалисты Минтруда России отметили, что обязанность по выдаче расчетных листков возлагается на работодателей в том числе и в случае перечисления заработной платы на банковские карты. Это связано с тем, что ТК РФ не содержит каких-либо исключений в отношении представления работникам расчетных листков в зависимости от способа выплаты заработной платы.
Оплачивать работу в праздники нужно с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, даже если это не предусмотрено коллективным договором
Минтруд России ответил на вопрос о том, применяются ли положения коллективных договоров и локальных нормативных актов, которыми определен порядок оплаты труда в выходные и праздничные дни, не предусматривающий учет компенсационных и стимулирующих выплат (письмо Минтруда России от 2 ноября 2018 г. № 14-1/В-872).
В ведомстве напомнили, что в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Данное толкование судом положений ст. 153 Трудового кодекса является общеобязательным и распространяется на работников организаций всех форм собственности, а также на государственных гражданских служащих.
Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Таким образом, труд работников в выходные и нерабочие праздничные дни должен оплачиваться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, даже если это не предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.
В службу занятости нужно подавать сведения даже о тех вакансиях, которые работодатель не намерен заполнять
Статьей 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на работодателей возложена обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию в том числе о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (письмо Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 1 ноября 2018 г. № 01-13-36240/18 "О вакансиях").
При этом, как указывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В связи с этим у многих специалистов возникает вопрос, нужно ли сообщать в службу занятости о тех вакансиях, которые работодатель все равно не намерен заполнять.
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы отвечает на этот вопрос утвердительно. По мнению чиновников, информация предоставляется работодателями в отношении всех имеющихся у них в наличии вакансий независимо от того, предполагаются ли они к замещению. Иными словами, если работодатель считает, что у него есть вакансия, он обязан сообщить органу службы занятости о ее наличии.
Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Минтруда России (письмо от 25 октября 2017 г. № 14-1/В-953). При этом в ведомстве пояснили, что данная информация используется службой занятости для оценки состояния и прогноза развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда, а также разработки мер, направленных на достижение оптимальной занятости населения. Предлагать данные вакансии лицам, обратившимся в службу занятости с целью помощи в трудоустройстве, не будут. Подбор гражданам подходящей работы осуществляется органами службы занятости исходя из сведений о вакансиях, заявленных работодателями, которые предполагают осуществить их замещение при посредничестве органов службы занятости и обратились за предоставлением государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников.
Минтруд России разъяснил, можно ли производить из зарплаты работника удержания по его заявлению
На практике нередко возникают ситуации, когда работники обращаются к работодателям с просьбой осуществлять из их заработной платы удержания, не предусмотренные законом. Например, для целей оплаты тех или иных услуг (парковки, аренды жилья и так далее), направления части заработной платы работника на благотворительность и так далее. Минтруд России рассмотрел ситуацию, в которой работник обратился к работодателю с просьбой направлять часть его заработной платы на погашение кредита (письмо Минтруда России от 23 октября 2018 г. № 14-1/ООГ-8448).
В качестве ответа в ведомстве процитировали ст. 137 Трудового кодекса, содержащую основания для удержания из заработной платы работника, среди которых удержание по просьбе работника не указано. Из чего можно сделать вывод, что такое удержание чиновники законным не считают.
Отметим, что на практике данный вопрос является крайне спорным. Многие специалисты полагают, что ст. 137 ТК РФ регулирует только вопросы принудительных удержаний из заработной платы работника. Добровольное же обращение работника с просьбой удержать ту или иную сумму из его заработной платы является формой распоряжения работником его денежными средствами. Трудовым законодательством данный вопрос не регулируется (определения Краснодарского краевого суда от 20 января 2015 г. № 33-971/2015, Воронежского областного суда от 24 июля 2014 г. № 33-3820/2014, Суда Чукотского автономного округа от 15 ноября 2012 г. № 33-179/12).
Различными специалистами Роструда по рассматриваемому вопросу также высказываются противоположные мнения. Если в письме Роструда от 18 июля 2012 г. № ПГ/5089-6-1 указано на недопустимость удержаний из заработной платы, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, то в письме Роструда от 26 сентября 2012 г. № ПГ/7156-6-1 косвенно подтверждается правомерность дополнительных удержаний, производимых на основании заявления работника.
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. То обстоятельство, что законодатель допускает исключения из правила о выплате зарплаты непосредственно работнику, не означает, что с согласия работника его заработная плата может быть перечислена любому лицу. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 апреля 2005 г. № 143-О указал, что нормы ст. 136 ТК РФ направлены на создание условий беспрепятственного получения заработной платы лично работником удобным для него способом. Таким образом, работодатель не вправе удовлетворять просьбы работника об удержании части его заработной платы. Вся сумма заработной платы должна быть получена работником, а уже в дальнейшем он может распорядиться ей угодным ему способом.
- Суд:
Работник может уйти в отпуск, на который имеет право, и без приказа работодателя
Архангельский областной суд пришел к заключению о том, что нарушение работником процедуры ухода в отпуск за свой счет, в частности без получения на то согласия со стороны работодателя и в отсутствие соответствующего приказа, не свидетельствует о совершении им дисциплинарного проступка, в случае если в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса предоставление такого отпуска является обязательным (информационный бюллетень судебной практики по гражданским делам Архангельского областного суда за III квартал 2018 г.).
Данный тезис судьи сформулировали на основании дела, в рамках которого работник требовал признать незаконным приказ о его привлечении к дисциплинарной ответственности за отсутствие на работе в течение четырех часов. Работник, являясь пенсионером по возрасту и имея право на 14 календарных дней отпуска без сохранения заработной платы, просил предоставить ему такой отпуск на период с 8.00 до 12.00 2 августа 2017 года. Не получив согласия работодателя, работник все же не вышел в указанное время на работу.
Суд пришел к выводу о том, что, поскольку в силу ст. 128 ТК РФ предоставление отпуска в данном случае не зависело от усмотрения работодателя, его использование работником без соответствующего распоряжения работодателя дисциплинарным нарушением не является.