(на основе системы Гарант и КонстультанттПлюс)
Прокуроры усилят надзор за соблюдением трудового законодательства, количество проверок увеличится. Такой вывод можно сделать, изучив проект 1 соответствующего приказа Генеральной прокуратуры РФ. Основные тренды прокурорского контроля в данной сфере таковы:
- активные поиски теневой занятости. При этом работодатели, работающие с частниками по ГПД, тоже рискуют – их будут подозревать в прикрытии фактических трудовых отношений;
- немедленная организация проверочных мероприятий при проявлении любых социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок, пикетов) по поводу массовых увольнений, сокращении штата, невыплате зарплаты или даже ее снижения.
- обязательное изучение – при проверке фактов невыплаты зарплаты – бухгалтерских документов, а также банковских – как о зачислении средств на банковские счета, так и об их расходовании. Для этих проверок прокурорами будут дополнительно привлекаться специалисты МВД России, ФНС России и региональных органов власти;
- ревностный контроль за тем, чтобы в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях был прописан порядок индексации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Невыполнение именно этих положений коллективных договоров и локальных нормативных актов будет проверяться в первоочередном порядке.
- прокуроры начнут искать работодателей, уклоняющихся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по зарплате;
- о суммах задолженности по зарплате, которая была погашена в результате активной работы прокурора, прокуратура станет отчитываться "наверх". Следовательно, вырастет важность этого статистического (для прокуратуры) показателя;
- при прокурорах субъектов РФ будут созданы рабочие группы с участием профсоюзов, региональных властей, надзорных органов, правоохранителей и объединений работодателей. Эти рабочие группы будут "определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан". Ключевые темы тут – своевременность зарплат, охрана труда, защита от безработицы и противодействие профсоюзам.
Зато устраивать собственно прокурорские проверки по жалобам на небезопасные условия труда прокурорам будет необязательно – им рекомендовано перенаправлять эти материалы в ГИТ для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.
Кроме того, в проекте Приказа есть еще пара любопытных моментов:
- во-первых, предписано проверять в порядке Уголовно-процессуального кодекса сообщения о невыплате зарплаты, производственном травматизме, о вымогательстве труда, о рабском труде, о торговле людьми, о необоснованном отказе в приеме на работу или увольнении беременных, молодых матерей и предпенсионеров, а также о преднамеренном банкротстве работодателей, имеющих долги по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества. Любопытно в этом то, что, собственно, проверять такие сообщения в порядке УПК РФ нужно было всегда. Тем не менее, Генеральная прокуратура РФ решилась напомнить своим региональным сотрудникам об этом очевидном правовом алгоритме. Следует ли в связи с этим ожидать увеличения уголовных дел по вышеуказанным составам?
- во-вторых, прокурорам предписано ориентировать территориальные органы ФСБ и МВД России на проведение ОРМ в целях выявления и пресечения преступлений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате. Однако преступления по этим составам не относятся к подведомственности ФСБ России, и служба не вправе их расследовать. Что, конечно, не запрещает оперсотрудникам ФСБ России проводить оперативные мероприятия. Едва ли можно предположить, что это ведомство будет "распыляться" на проверку увольнения предпенсионера, однако его участие в оперативном сопровождении криминальных банкротств, будет, очевидно, более активным.
______________________________
1 С текстом проекта приказа Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/02-19/00088675).