Первый трамвай в России был изобретён в 1880 году Пироцким Фёдором Аполлоновичем, известным российским инженером, изобретателем, которому приписывают создание первого в мире трамвая на электротяге. В течение лета 1880 года он занимался реконструкцией массивного двухъярусная вагона конной железной дороги весом 6,5 тонны, рассчитанного на 40 пассажиров. В нижней части кузова Пироцкий Ф.А. прикрепил электромотор постоянного тока и редуктор. Впервые подобная конструкция была оснащена двухступенчатой зубчатой передачей тягового электромотора.
Первые эксперименты проводились на участке длиной 85 м. Изобретатель смог доказать, что электричество способно заставить двигаться колёса, перемещающиеся по рельсам. В начале сентября 1880 года Пироцкий Ф.А. организовал испытания двухъярусного моторного вагона, на котором присутствовала администрация Второго общества конно-железных дорог. Вагон передвигался самостоятельно со скоростью 10-12 км/ч, став прототипом трамвая. Опытный образец был оснащен четырехъядерным тяговым двигателем, а питание электричеством обеспечивали рельсовые пути.
Постоянная электрическая эксплуатация трамвая в Российской империи была впервые открыта в начале июня 1892 года в Киеве (строитель фирма Сименс). В Екатеринбурге открытие первой трамвайной линии состоялось 07 ноября 1929 году.